Наши земляки, Кемерово,
26 июня 2014 г.
Кто «разрулит» ОСАГО?
498 просмотров
Попали в ДТП
Не дай бог, конечно, но случай достаточно распространенный. Далее, по отработанной схеме — в страховую компанию виновника происшествия, в «свою» СК; подсчет убытков, ожидание и получение суммы компенсации. Понятно, этих денег ни на что не хватит (в голове мысли: «несправедливо, обидно, за что по обязаловке платили столько лет!?»). Возникает идея обратиться за помощью «к закону». Автоюристы рядом; подними телефонную трубку — на дом приедут. Друзья подсказывают: 95% исков к страховым компаниям, возбужденных автоюристами, решаются в пользу истца. То есть — застрахованного по ОСАГО. То есть — попавшего в аварию, «пострадавшего». Выход? Отличный! Однако именно такая ситуация, условно помноженная на численность ДТП в стране, способна разрушить всю систему обязательного страхования автогражданской ответственности.
Автоюрист — нужный буфер или ловкач?
— Сегодня мы реально видим огромное количество инспирируемых судебных дел против автостраховщиков, — говорит Павел Бунин, президент Российского Союза Автостраховщиков (РСА).
— Понятно, что это не внезапное прозрение граждан, вдруг решивших судиться, а целенаправленная деятельность автоюристов, которые создали для себя прекрасный бизнес. Они ничем не рискуют, ни за что не отвечают, но снимают все сливки. А страдают от этого все остальные — и страховщики, и страхователи, и даже сами судьи, поскольку судебное сообщество получило большой приток дел по страховой тематике. По самым скромным оценкам число страховых споров в России выросло до полумиллиона дел в год. Основные споры автовладельцев со страховщиком возникают по двум типам случаев: поздно заплатили или заплатили меньше, чем хотелось получателю.
По поводу сроков все просто — в законе по ОСАГО штрафы за их нарушение четко прописаны: СК нарушила — СК в обязательном порядке заплатит. Труднее с размером возмещения ущерба. Ведь до сих пор в России не существует единой методики его оценки. Следовательно, на некоторую денежную сумму, выведенную экспертами от страховой компании, всегда найдется большая — в случае повторной экспертизы с привлечением эксперта поназойливее. Документы передаются в суд, а эта инстанция, как уже было сказано, в данном случае почти всегда на стороне гражданина. Так, может быть, все правильно, именно по такому пути следует двигаться в цивилизованный рынок? Юрист отстоял права клиента, СК выплатила штрафы и дополнительные компенсации, клиент доволен. Но нет, этот путь в хорошее будущее закрыт, ибо ведущие страховые компании России практически отказываются работать в описанных условиях.
Прямая дорога в ловушку
В такой ситуации нельзя заниматься бизнесом, — считает Дмитрий Маркаров, первый вице-президент ООО «Росгосстрах». — Все возрастающий груз проблем ОСАГО невозможно выдержать чисто экономически. Поэтому страховщики резко сокращают свое присутствие в тех регионах, где складывается особенно нетерпимая обстановка. Понятно, что та доля, от которой отказываются лидеры, куда-то девается. Она перераспределяется. В том числе, и на компании, готовые «схватить» свои деньги и исчезнуть с рынка. Чувствуете, как ситуация может обернуться? Разрушение более-менее цивилизованного рынка ОСАГО действительно ощущается. Здесь и отказ в выдаче полиса по причине «отсутствия бланков строгой отчетности — чистых полисов ОСАГО» (самая распространенная отговорка дня); здесь и навязывание дополнительных продуктов по страховке, и чистый шантаж: «застрахуете КАСКО — получите ОСАГО».
Обязательное страхование гражданской ответственности уже не выгодно, СК успели получить с него жирный куш, но в убытки за это коммерческие структуры не пойдут. Клиент же постепенно попадает в ловушку; отвергнутый цивилизованными компаниями (которым выгоден только с большими преференциями), он идет в те, что попроще; а где дешевле и проще, там и обман более вероятен.
Надежда на закон
Сегодня измученным страховыми метаниями людям остается терпеть и надеяться, что проект поправок правительства РФ в закон об ОСАГО расставит все по своим местам. Но ждать придется достаточно долго. Уже не первый раз второе чтение законопроекта в Думе отложено, и снова на неопределенный срок.
Ведь главное, что хотят поправить депутаты в ОСАГО — сумму выплат. Цитируем проект закона № 191229-6: «компенсационные выплаты устанавливаются: в части возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью каждого потерпевшего, в размере не более 500 тысяч рублей; в части возмещения вреда, причиненному имуществу каждого потерпевшего, в размере не более 400 тысяч рублей». (Ср.: сегодня 160 000 и 120 000 рублей соответственно.) Но вот в чем парадокс: увеличение размера выплат намечено на 1 октября с одновременным мораторием на увеличение страхового тарифа на срок не менее чем до 1 января 2015 года. Опять та самая поблажка для клиента, оборотная сторона которой — волокита, страховые хитрости и прямой обман.
Наверняка разработчики проекта это понимают. Да и страховщики не молчат, в последнем письме Владимиру Путину они просили президента в кратчайший срок рассмотреть законопроект об ОСАГО в варианте, согласованном с правительством РФ, Центробанком, чтобы «не дать разрушить систему». Вариантов на пути к цивилизации рынка немало. Прежде всего, это создание единой методики возмещения ущерба, в которой будут содержаться указания, как рассчитывать стоимость восстановительного ремонта, начислять износ, оценивать годные остатки и др. Такая метода частично устранит мошенничество в оценке ущерба.
Далее — формирование базы данных, в которую будут включены с одной стороны — справочники экспертизы, с другой — информационная составляющая ГИБДД. Следующий шаг вперед: интернет-полисы, абсолютно прозрачные как по тарифам, так и по срокам. Возможное использование франшизы, когда добропорядочный водитель дешево страхует небольшие риски, поскольку в крупное ДТП последние 30 лет не попадал.
Как уже понятно, тема совсем не ограничивается тарифами и суммами компенсационных выплат. Речь идет об ОСАГО-грамотности, к которой не готово ни государство, ни жители РФ (за небольшим исключением). Значит, будет как обычно: набиваем шишки, зарабатываем собственный горький опыт под руководством людей, которые хотят сделать как лучше, но…
Лариса ФИЛИППОВА
Вся пресса за 26 июня 2014 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: ОСАГО, Страховое право, Тенденции
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
|
Персоны:
|
|
|
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
8 ноября 2024 г.
|
|
Аргументы и факты-Нижний Новгород, 8 ноября 2024 г.
Мошенники выманивают деньги у нижегородцев под предлогом смены полиса ОМС
|
|
РИА Томск, 8 ноября 2024 г.
Эксперт: средняя выплата по ОСАГО превысила 90 тыс. руб. в Томской области
|
|
Медвестник, 8 ноября 2024 г.
В Ингушетии возбудили дело о нецелевом расходовании средств ОМС
|
|
atorus.ru, 8 ноября 2024 г.
В АТОР раскрыли, есть ли вспышка вируса Коксаки в Турции
|
|
ТАСС, 8 ноября 2024 г.
«Известия»: об окончании действия ОСАГО будут напоминать через Госуслуги
|
|
Сахалин и Курилы, 8 ноября 2024 г.
Число сахалинцев, которые застраховали имущество и бизнес, значительно выросло в 2024 году
|
|
Frank Media, 8 ноября 2024 г.
«Хоум банк» стал единственным акционером «Хоум кредит страхования»
|
|
КазТАГ (Казахское телеграфное агентство), 8 ноября 2024 г.
Страховщики Казахстана должны будут ежегодно отчитываться по результатам стресс-тестирования
|
|
Компания, 8 ноября 2024 г.
Россиянам напомнят об окончании срока ОСАГО через «Госуслуги»
|
|
ТВ-центр, 8 ноября 2024 г.
Госуслуги будут заранее напоминать об истечении ОСАГО
|
|
КазТАГ (Казахское телеграфное агентство), 8 ноября 2024 г.
При менее 40% убыточности продукта страховщик в Казахстане должен будет пересмотреть тариф
|
|
Авторадио, 8 ноября 2024 г.
Страховщики назвали возможный размер компенсации пострадавшим от утечек данных
|
|
КазТАГ (Казахское телеграфное агентство), 8 ноября 2024 г.
Рассмотрение жалоб клиентов страховщиков в Казахстане хотят ограничить 15 рабочими днями
|
|
Интерфакс, 8 ноября 2024 г.
ХКФ банк консолидировал все 100% «Хоум кредит страхования»
|
|
Восток-Медиа, Владивосток, 8 ноября 2024 г.
Защита жилья, бизнеса и автомобилей: что чаще всего страхуют жители Приморья
|
|
Ведомости, 8 ноября 2024 г.
Страховщики назвали возможный размер компенсации пострадавшим от утечек данных
|
|
Известия, 8 ноября 2024 г.
Смена полисов: об окончании срока ОСАГО хотят напоминать через «Госуслуги»
|
 Остальные материалы за 8 ноября 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|